Личный опыт: как я уволилась из крупной компании и стала предпринимателем

8 апреля 2021
Как открыть с нуля свой бизнес? С чего начать? В каком направлении лучше развиваться и как избежать ошибок? Героиня нашего материала Юлия Горетая, HR-эксперт, основатель HR-агентства для блогеров и онлайн-школ, рассказывает, почему решила начать работать на себя и что из этого вышло.

Почему я ушла из крупной компании

До того, как стать предпринимателем, я строила карьеру в крупных компаниях. Параллельно подрабатывала на фрилансе карьерным консультантом — составляла рекомендации по профессиональному развитию.

Несмотря на то что я всегда считала себя карьеристкой и работа мне очень нравилась, в какой-то момент захотелось попробовать себя и в другой роли — предпринимателя. Долгое время изучала опыт фрилансеров и предпринимателей. Принять решение помогла пандемия. Когда на удлёнке самостоятельно стала планировать свой день, поняла, что работать на корпорацию больше не хочу. Через полгода уволилась и начала свой бизнес.

Как подготовиться к переходу из найма в бизнес

Тем, кто задумывается об открытии бизнеса, советую сначала хорошо подумать, чем вы будете заниматься. Можно выбрать простую бизнес-идею, опробованную другими. Главное — чтобы на это был спрос.

Если есть свои наработки, протестируйте их. Узнайте свою целевую аудиторию, проанализируйте, насколько востребованы ваши услуги на рынке, рассчитайте примерный доход и составьте бизнес-план.

Для начала попробуйте совмещать бизнес с основной работой, чтобы подготовить финансовую подушку, собрать нужную для старта сумму и получить опыт. Если есть кредит или ипотека, просчитайте из чего будете гасить долг. В идеале «подушки» должно хватить как минимум на 2–3 месяца.

Как было в моём случае? К моменту ухода из компании я успела поработать со 100 клиентами, глубоко изучить целевую аудиторию, протестировать различные продукты, сформировать личный бренд, а также получала небольшой, но стабильный доход. Но для перехода в бизнес полностью лично для меня было важно также заручиться поддержкой семьи: в первые, самые сложные месяцы, эта поддержка (моральная) оказалась очень кстати. А вот лишняя критика или необходимость доказывать, что ты принял верное решение, уволившись, может отнять много сил. Гораздо лучше эту энергию направить на развитие собственного дела.

Когда поймёте, в каком направлении двигаться и будете уверены, что доход от бизнеса окажется таким же, как от основной работы, можете увольняться.

Уходить без финансовой подушки и понимания, на каком продукте и как зарабатывать — путь в большинстве случаев в никуда. Помаявшись какое-то время и не найдя отклика, люди часто возвращаются на работу по найму.

Как разобраться в документах и зарегистрировать бизнес

На первом этапе я рекомендую оформить статус самозанятого. В отличие от ИП, работать самозанятым проще: легче зарегистрироваться, не нужно готовить налоговую отчётность, покупать кассу и платить страховые взносы. Во всём вполне можно разобраться самостоятельно.

Главный плюс самозанятости — небольшой налог, сумма зависит от того, кто заплатил предпринимателю:

  • если это физическое лицо, налог составит 4% с дохода;
  • с платежей от организаций и ИП — 6%.

Когда доход за год превысит 2,4 миллиона рублей, придётся стать ИП.

Материал по теме
Девять книг, которые научат публичным выступлениям

Самозанятый работает без наёмных работников. И если потребуется заказать какие-то услуги, например, сделать сайт, вы привлекаете подрядчиков, заключаете с ними договор об оказании услуг и оплачиваете их по результатам работы.

Я оформила самозанятость через банковское приложение. Через него же выставляю счета, принимаю оплату и решаю многие другие вопросы. Ещё один сервис, который я советую установить начинающим предпринимателям, — бесплатное приложение «Мой налог». С его помощью можно рассчитывать и платить налоги, получать справки, формировать и отправлять чеки. Иными словами, всё, что касается оплаты, налогов и регистрации, очень легко решается самостоятельно с помощью пары приложений.

А вот за составлением типовых договоров и подготовкой других документов я обратилась к юристу. Брать шаблоны из интернета, особенно если опыта подготовки документов у вас не было, я не рекомендую. Нет никакой гарантии, что вы заметите все нюансы и разберётесь во всех формулировках. А в спорных ситуациях это может сыграть против вас.

Позиционирование и ценообразование

Позиционирование товара начинается с исследования рынка. Найдите ту сферу и аудиторию, где вам легче всего развивать бизнес. Изучите конкурентов, посмотрите, какие продукты и для кого они продают. Продумайте, чем ваша продукция будет отличаться от имеющейся на рынке, в чём преимущество вашего коммерческого предложения. Универсального рецепта здесь нет, каждая компания находит свой путь.

Постройте базовую воронку продаж — путь, который проходит потребитель от знакомства с продуктом до его покупки. Он должен быть последовательным, удерживать интерес потребителя и привести его к конечной цели. Например, человека привлекло ваше рекламное объявление в социальной сети, он кликнул по нему и попал в ваш аккаунт, здесь его внимание привлекает описание услуги, под которым стоит кнопка «сделать заказ».

На ценообразование влияют как внутренние факторы — расходы на создание, трафик и обслуживание продукта, так и внешние — платёжеспособность целевой аудитории, цена у конкурентов и спрос. Чтобы установить правильную цену, учитывать нужно все эти аспекты.

Составьте линейку товаров или услуг. Там обязательно должен быть основной продукт, который приносит больше всего прибыли и от которого выстраиваются остальные продукты. Кроме того, нужно включить линейку товары и услуги подешевле, а некоторые из них и вообще могут быть бесплатными. Их задача — вызвать доверие, познакомить клиента с вашей компанией. Продукты подороже — это, образно говоря, поездка в такси бизнес-класса. Они предполагают что-то сверх, например, выполнить услугу быстрее, дать более подробную обратную связь и т. д. Важно, чтобы каждый продукт решал свою задачу на своём уровне.

Продвижение

Существует огромное количество каналов и способов продвижения: реклама в социальных сетях, email-рассылки, контекстная реклама и т. д. Чтобы понять, какие из них работают, тестируйте каждый. Если занимаетесь онлайн-продвижением, советую не скупиться на услуги таргетолога. Таргетированная реклама помогает привлечь нужную вам аудиторию, потенциальных клиентов с точки зрения города, пола, возраста, интересов. Посмотрите, как работают над продвижением своего продукта конкуренты и не стесняйтесь копировать удачные идеи.

Мой принцип: привлеки профи для решения тех задач, в которых ты сам не разбираешься. Неважно, речь идёт о таргетинге, дизайне или юридических услугах. Пытаясь справиться самостоятельно или с помощью малоопытных специалистов, есть риск потерять время и бестолково слить бюджет.

Делегирование

Как только поймёте, что зашиваетесь и нужно снять с себя часть задач, можете собирать команду подчинённых и распределять обязанности. Так вы убережёте бизнес от застоя, а себя — от выгорания.

В какой-то момент я поняла: текучка меня затягивает и на решение стратегических вопросов совершенно не хватает времени. Потребовалось часть этих задач передать кому-то ещё. Так в моей команде появился личный помощник — он взял на себя рутину, а я сосредоточилась на развитии бизнеса и запуске новых продуктов. Стратегические задачи — прерогатива самого предпринимателя и то, что делегировать точно не стоит, потому что вы сами должны решать, каким будет ваш бизнес.

Чуть позже я привлекла в команду и других людей. Но во всех случаях речь идёт не об оформлении в штат, а в частичной занятости или решении какой-то конкретной задачи.

Перед тем как делегировать кому-то полномочия, сами разберитесь в процессе, чтобы понять, что спрашивать с команды и на каком уровне должна быть выполнена работа.

Масштабирование

Правильное расширение бизнеса даёт необходимый профессиональный рост и дополнительный доход. Вот и мне стало тесно в той линейке, с которой я начинала своё дело. Пришло время масштабировать бизнес, и я постепенно начала вводить новые продукты. В целом, я считаю, что масштабироваться нужно, если:

  1. Вырос спрос на ваши услуги и пора вводить дополнительные ресурсы, чтобы удовлетворять спрос потребителей.
  2. Начался процесс стагнации и нужно пробить финансовый потолок.
  3. Вы готовы расширять линейку услуг или выходить на новый рынок.

При этом вы должны быть уверены, что в бизнесе всё стабильно и налаженная система работает без сбоев. Часто предприниматели ошибаются, когда начинают вкладываться в развитие, не успев привести в порядок внутренние процессы. В результате пробуксовывает уже существующий бизнес, снижается качество товаров или услуг, клиенты недовольны, прибыль падает.

Будьте готовы к тому, что ожидания не всегда совпадают с реальностью. На достижение целей может уйти больше времени, чем рассчитывали. То же касается и заработка. Не берите кредиты на развитие бизнеса пока не поймёте, что ваша модель работает и приносит прибыль. И будьте терпеливыми: иногда для того, чтобы проект выстрелил, требуется время.

А у вас получится открыть своё дело и не прогореть? Проверьте это с помощью специального квиза о суровой предпринимательской действительности, который основан на реальных историях.

Пройти квиз

Теги: