Новые правила продажи алкоголя: кого коснутся изменения и как к ним подготовиться
26 ноября 2020
Очередные нововведения для бизнеса: с 1 ноября для работы с крепким алкоголем необходимо перейти на обязательный поштучный учёт. Это значит, что теперь должна быть учтена каждая бутылка, как со старой акцизной маркой, так и с новой. Сергей Васин, руководитель направления «Маркировка» в МТС Кассе, рассказал, нужно ли рознице бояться нововведений и как теперь правильно работать с алкоголем.
Онлайн-кассы не только пробивают чеки в соответствии с требованиями закона, но ещё и решают множество важных задач предпринимателей. В том числе облегчают маркировку и товароучёт.
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) была создана для контроля над производством и продажей крепкого алкоголя. В систему вовлечены все участники рынка. ЕГАИС создаёт уникальные цифровые идентификаторы для каждой бутылки, которые «зашивают» в акцизные и федеральные марки для импортёров и производителей алкоголя. Марки наклеивают на каждую бутылку при ввозе или производстве и сканируют их для внесения в ЕГАИС.
До 2018 года алкоголь учитывался только в двух регистрах. В первом регистре фиксировалась информация о товаре, который хранится на складе магазина. Второй регистр был создан для учёта остатков в торговом зале без подробной информации о бутылке. Но система не предотвратила оборот контрафактного алкоголя, и в 2018 году был введён помарочный учёт алкоголя. С этого момента производители и импортёры наносят на бутылки марки нового образца с подробной информацией о товаре. Для их учёта был создан третий регистр ЕГАИС вместо второго. Теперь учёт алкогольной продукции ведётся в трёх регистрах: в первом и во втором для старых марок, в первом и в третьем — для новых. С ноября 2020 года регулятор решил упорядочить работу со старыми и новыми марками и привести её к формату поштучного учёта. Поэтому с этого месяца на работу со старыми марками накладываются дополнительные ограничения.
Меняется ли приёмка и продажа алкоголя для розницы?
Изменения касаются, в первую очередь, поставщиков. С 1 ноября они не имеют права поставлять алкогольную продукцию без указания акцизной марки в третьем регистре ЕГАИС. Рознице же первое время рекомендуется при приёмке товара проверять, все ли бутылки были зафиксированы в нужном регистре.
Как обезопасить магазин от «неправильной» поставки?
Некоторые разработчики товароучётных систем учли нововведения и дополнили функциональность сервиса. Теперь система товарного учёта проверяет все поставки и автоматически фиксирует акцизные марки на третьем регистре при необходимости. То есть, если поставщик не работает по новым правилам, товароучётный сервис «исправляет» это и исключает для магазина риски разделить ответственность за нарушения с поставщиком.
Что делать со старыми акцизными марками?
Магазины могут продолжить продавать алкоголь со старыми марками со второго регистра. Его не обязательно переводить на первый и третий регистры — при продаже списание будет проходить из второго регистра, как раньше. Но такой товар запрещено перемещать между обособленными филиалами магазина или возвращать поставщику. Перед этим алкоголь придётся перевести на первый регистр и зафиксировать акцизные марки на третьем. Делать это можно и после 1 ноября 2020 года.
С какими рисками розница может столкнуться при помарочном учёте?
Введённые с ноября ограничения не сильно затрагивают продавцов, но им стоит уделить особое внимание остаткам товара, который когда-то был принят только с указанием количества бутылок, без фиксации акцизных марок. Если остатки товара при очередной инвентаризации не сойдутся, предприниматель будет вынужден решать этот вопрос напрямую с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР): описывать проблему, доказывать происхождение и качество поставки. Чтобы избежать лишних хлопот, проведите инвентаризацию продукции без акцизных марок в первую очередь. Списать такой алкоголь можно будет со второго регистра, но, по комментарию ФСРАР, регулятор намерен следить за такими операциями. Поэтому мы рекомендуем в дальнейшем переводить со второго регистра на первый с фиксацией в третьем.
Что делать, если марка с бутылки не читается?
Если старые акцизные марки с бутылок нельзя считать (они стёрлись или потерялись), обратитесь в межрегиональное управление ФСРАР в своём регионе с просьбой списать бутылку. Перед отправкой документа, заверьте его подписью и печатью руководителя компании. Также можно запросить новую марку в том же ведомстве, занести её в первый и третий регистры или добавить во второй.
Затронут ли нововведения пивную продукцию?
Ноябрьские изменения не касаются пива. Ведение и учёт слабоалкогольных напитков в ЕГАИС происходит по старой схеме. Тем не менее, в Минпромторге говорят о возможном введении маркировки пива в системе «Честный Знак» — с этой категории может начаться маркировка всей алкогольной продукции.
Упростить процесс товароучёта и избежать штрафов за нарушения можно при помощи онлайн-касс.