Три способа нанять сотрудника: разбираемся в плюсах, минусах и подводных камнях

9 октября 2020
Три способа нанять сотрудника: разбираемся в плюсах, минусах и подводных камнях

Раздумываете над тем, каким образом нанять сотрудника? Оформить в штат, привлечь самозанятого или рискнуть и взять его на работу неофициально? Прежде чем сделать выбор, внимательно изучите все способы трудоустройства.

Всё больше небольших компаний привлекают к работе самозанятых специалистов: это и законно, и экономно. А специальные сервисы позволяют полностью автоматизировать такое сотрудничество и свести бюрократические процессы к минимуму. Например, такие решения предлагают банки. Чтобы воспользоваться сервисом, достаточно открыть расчётный счёт.

Неофициальное оформление

«Чёрный» наём означает, что предпринимателю не нужно вносить налоги, оплачивать и отпуск, и больничный сотрудникам. Заманчиво? С одной стороны, да, нолучше десять раз подумать о том, стоит ли так работать. Риск велик, и это не только штрафы со стороны налоговой и социальных фондов.

Даже если вы не заключили с работником трудовой договор, между вами всё равно существуют трудовые отношения. Они наступают с того дня, когда с вашего согласия сотрудник приступил к работе. А значит, никто не отменял и ваших обязательств как работодателя. Не исключено, что работник сам доложит о вас в соответствующие органы, если его что-то не устроит.

Возможные последствия — административная ответственность и штраф до 50 000 рублей для компании и до 5000 рублей для директора. Другие варианты — дисквалификация директора на срок от одного года до трёх лет, штраф за несданную отчётность в налоговую службу. Хуже всего, если с работником случилось несчастье на производстве. В зависимости от последствий, в таком случае предусмотрен штраф 200 000 рублей или уголовная ответственность директора. Стоит ли того экономия? Вряд ли.

Оформление в штат или по договору ГПХ

Если вы ищете специалиста на постоянную работу и не хотите рисковать, стоит обратить внимание на официальное оформление. Вы заключаете с сотрудником трудовой договор. Этот документ гарантирует вам качество и порядок выполнения специалистом рабочих задач, а ему — зарплату два раза в месяц, премии и социальные гарантии (оплачиваемые отпуск, больничный).

Бывает, что для определённой задачи нет необходимости в постоянном сотруднике. Например, вам нужно сделать новый сайт или провести срочный аудит финансов. Специалист нужен здесь и сейчас, а содержать его круглый год с отпускными и отчислениями в налоговую невыгодно. Вы находите нужного разработчика или аудитора и заключаете с ним договор гражданско-правового характера (ГПХ). По нему исполнитель обязуется выполнить конкретную задачу за определённый срок и на выходе предоставить вам продукт или услугу. Вы платите по результатам, подписав акт приёма-передачи работ. В этом случае возможно поделить работу на этапы и оплачивать её частями.

Плюсы официального оформления — это гарантия качества или результата работы специалиста, а также прозрачность перед налоговой. Но есть и минусы. Вы ежемесячно отчисляете 13% НДФЛ с зарплаты каждого типа работника и страховые взносы — 30% по трудовому договору и 27,1% — по договору ГПХ. Исключение — если вы работаете по гражданско-правовому договору с индивидуальным предпринимателем. В таком случае он самостоятельно платит все налоги и взносы.

Работа с самозанятыми

Заказываете работу у самозанятого специалиста, который выполняет её самостоятельно без привлечения сторонней рабочей силы? Вам повезло. В таком случае вы платите только за результат труда без налоговых отчислений. При этом всё официально и соответствует букве закона.

Под категорию самозанятых попадают те люди, которые работают на себя и сами отчисляют 6% налога с доходов от юридических лиц и 4% — от ФЛ. Вы не тратите деньги на содержание специалиста в штате. Это напоминает сотрудничество по гражданско-правовому договору, только в данном случае самозанятый платит налоги сам за себя. Например, вы владеете салоном красоты. В преддверии Нового года, когда клиентов особенно много, вам требуется дополнительный мастер по маникюру. Статус самозанятого позволяет специалисту работать и у вас в салоне, например два дня в неделю, и на себя в другие дни.

Но есть и нюансы. Нужно проверять, что работник действительно числится как самозанятый. Отметьте в договоре, что специалист платит налог на профессиональную деятельность и обязуется предупредить вас, когда надумает сменить статус. Получив оплату за каждый вид работы, самозанятый отправляет вам чек с суммой и наименованием услуги. Эти чеки как форму отчётности о расходах вы отправляете потом в налоговую службу. Сотрудничество с самозанятыми выгодно экономически, но влечёт за собой довольно большой объём бумажной работы.

Помочь с этим могут онлайн-сервисы автоматизированной работы с самозанятыми. Например, у МТС Банка такой сервис интегрирован с Федеральной налоговой службой и решает сразу несколько важных задач: подтверждает наличие у работника статуса самозанятого, формирует чек для отчётности перед налоговой, а также собирает данные о выплатах всем самозанятым специалистам, с которыми вы сотрудничаете.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно:

  1. Быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
  2. Иметь действующий расчётный счёт в МТС Банке.
  3. Заключить с МТС Банком договор на использование онлайн-сервиса.
  4. Выбрать, как вы будете взаимодействовать с банком — через API или личный кабинет интернет-банка.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.