31 августа 2020

Как образовательному проекту зарабатывать в интернете: история одного лектория

Продажа товаров и услуг в интернете — уже не возможность, а необходимость. Но найти своё место в онлайне не всегда просто, особенно, если оно уже занято многочисленными конкурентами. С такой ситуацией столкнулись организаторы лектория «Правда» из Нижнего Новгорода, когда им пришлось срочно перестраиваться на новый формат работы. Свою историю основатель «Правды» Эдуард Макаров подкрепил практическими советами по переводу образовательного бизнеса в онлайн.

Как мы открыли лекторий

На создание образовательного проекта меня натолкнул простой факт, что в третьем по численности населения городе европейской части России не было полноценных лекториев и жители могли попасть на лекции только в рамках сезонных городских фестивалей, творческих пространств либо в университетах. Так осенью 2019 года появилась «Правда» — место, где нижегородцы получают знания в самых разных сферах — от науки и литературы до бизнеса и IT. Лекторий работал довольно успешно в офлайн-формате до марта 2020 года, но с наступлением карантина команде стало очевидно, что лекции нужно переводить в онлайн.

Готовы ли люди учиться онлайн?

По данным «Интерфакс Академии», объем EdTech-рынка в России растёт год от года на 20–25%. С одной стороны, это позитивная тенденция — всё больше людей готовы учиться с помощью онлайн-сервисов из любой точки мира. Но есть и неприятные последствия. С ними я и столкнулся, как только начал перестраивать лекторий на новый формат работы. Мы увидели, что рынок онлайн-лекций дискредитирован. Появилось огромное количество некомпетентных игроков, из-за которых аудитория стала разочаровываться и относиться к онлайн-мероприятиям со скепсисом.

Как создать жизнеспособный онлайн-проект?

Несмотря на особенности рынка онлайн-образования, даже небольшой проект может найти своё место на этой нише. Основываясь на опыте команды «Правды», я могу дать следующие советы:

Найдите подходящий формат

Если вы успешно проводили очные лекции, мастер-классы или семинары, всё равно потребуется отдельно проработать материал для онлайн-аудитории. Для этого с вами должны быть люди, готовые работать в онлайн-формате, площадка и идеи для материалов.

В первую очередь определитесь с форматом подачи. Это могут быть вебинары одного или нескольких спикеров, подкасты или текст. Разнообразить лекции и мастер-классы помогут тесты, презентации, инфографика и другие дополнительные материалы. Не бойтесь экспериментировать, чтобы найти именно то, что подойдёт вашей команде и понравится аудитории. Также очень важно давать слушателям возможность задавать вопросы и оставлять отзывы, это повысит их вовлечённость.

Аудитории нужны не просто записи офлайн-лекций, а уникальный контент со своей спецификой разработки. Именно на создании такого контента вкупе с онлайн-лекциями мы сейчас и концентрируемся.

Следите за трендами

Людям интересно учиться тому, что актуально. Например, когда все повсеместно начали переходить на удалённую работу, и у сотрудников, и у работодателей появилось много вопросов и сомнений. В этот период статьи и курсы на темы «Как грамотно организовать работу из дома», «Что помогает повысить эффективность на удалёнке» или «Как управлять командой онлайн» были особенно востребованы. Если ваш проект специализируется на определённой области знаний, например, на истории, контент для него тоже можно сделать более ситуативным. К примеру, «Правда» провела онлайн-лекцию «От чумы до короны. Пандемии и паника от Средних веков до наших дней», в которой мы не просто рассказали об эпидемиях, а акцентировали внимание на изменениях в обществе после них, чтобы участники могли посмотреть на происходящие события немного под другим углом.

Сотрудничайте с другими брендами

Если вы обеспечили команду всеми необходимыми инструментами для проведения онлайн-лекций, а в запасе у вас опыт преподавания и выступления перед аудиторией, не бойтесь предложить коллаборации другим компаниям. «Правде» такой ход помог привлечь новых слушателей. Мы решили искать партнёров для своих циклов, потому что доверие к двум брендам всегда выше, чем к каждому из них по отдельности. И вот, начиная с мая, мы в коллаборации с известным сайтом по поиску работы запустили цикл онлайн-лекций #ПравдаПомогает. Вместе мы учим посетителей лектория, как правильно строить карьеру, как быть востребованным на рынке труда и как не остаться без работы в период пандемии. Однако эти знания будут полезны и после её окончания. Такой подход нашел отклик у аудитории, мы получили сотни новых регистраций и уверенность в верно выбранном пути развития. Сейчас мы планируем увеличивать количество «ситуационных» циклов и ищем для этого новых партнёров.

Берегите доверие клиентов

При всех преимуществах digital-инструментов для привлечения новых клиентов не стоит забывать о работе с существующими. Часто основной аудиторией таких проектов остаются слушатели, которые уже хорошо вас знают и доверяют. Именно они являются некими амбассадорами проекта, рекомендуют его знакомым и сами активно посещают лекции. Например, работая с инфлюенсерами, мы нашли в лице некоторых из них верных соратников. Они сами стали следить за нашими обновлениями и с удовольствием размещают у себя афиши наших лекций.

Поддержать заинтересованность можно, дополнив качественный продукт программами лояльности. К примеру, предоставлять скидки на некоторые материалы для активных слушателей или проводить среди них конкурсы с призами. Это ещё один способ отстроиться от многочисленных конкурентов.

Занимайтесь продвижением проекта

Выйдя в онлайн, вам предстоит рассказать пользователям о своём проекте. Как это можно сделать? Прежде всего, создать и развивать аккаунт компании в соцсетях, разместить посты в сообществах с потенциальной аудиторией, продвигать сайт с помощью SEO, купить баннерную рекламу или настроить таргетированные рассылки. Каждый вариант продвижения может «выстрелить», но все они требуют временных и денежных затрат, особенно, если разбираться приходится самостоятельно с нуля. Это нужно учитывать, но не пугайтесь и ищите варианты, которые подходят под ваши потребности и бюджет.

«Правда» попала в первую волну ограничений (нашим основным видом деятельности указано дополнительное образование), поэтому уже в апреле мы начали активно говорить о себе в онлайне.

Ситуация была непростая: мы понимали, что если прямо сейчас проект не «полетит», нам придётся с ним попрощаться. Поэтому в ход шли все доступные инструменты и каналы, осваивать их пришлось очень быстро.

Одним из таких инструментов стал проект «Мнеблизко». Это интерактивная карта, на которой любой бизнес, который продолжал работать в период самоизоляции, мог бесплатно рассказать о себе. Кафе информировали о вариантах доставки, фитнес-центры приглашали на онлайн-тренировки, а лекторий «Правда» — на онлайн-лекции. На тот момент у нас уже были постоянные слушатели, но не все из них знали, что мы перешли на «дистанционку». Плюс перед нами стояла задача привлечь новых клиентов. Став партнёрами «Мнеблизко», мы получили промокод сервиса «МТС Маркетолог» на запуск рекламной кампании. По сути, мы получили стартовую сумму на продвижение, и это было очень кстати. Заодно мы узнали, как работать с таргетингом: механика сервиса оказалась понятной, а рекламное сообщение нам удалось донести точно до нашей целевой аудитории. Эти действия принесли значительный приток новых слушателей.

Мы также понимаем, что и после частичного возвращения к традиционному формату работы лекторию нужно будет поддерживать онлайн-активность с помощью рекламы.

Выводы

Главный вывод, который мы сделали, — не стоит бояться пробовать новое: если ваш проект был интересен людям в офлайне, то велика вероятность, что и в онлайне он будет востребован. Пандемия подтолкнула нас быстрее реализовать свои планы по выходу в digital-среду, за счёт этого мы смогли масштабироваться и расширить аудиторию с локальной до федеральной. Поставив на поток организацию онлайн-лекций, внимательно отбирая спикеров и следя за качеством мероприятий, мы начали получать обращения от других компаний с предложениями создать для них онлайн-лектории. Этот формат коммуникации с клиентами оказался востребован, так как он позволяет показать экспертность сотрудников и создает ещё один канал для продвижения продуктов. Таким образом, мы создали ещё одно направление своей деятельности и вошли в новую нишу, обладая хорошим конкурентным преимуществом.

Даже если у вас десятки постоянных покупателей и вы в них уверены, поиск новых клиентов не должен останавливаться никогда. Запуск рекламной кампании на основе анализа больших данных поможет донести сообщение именно той аудитории, которой оно наиболее интересно.

Новое и лучшее