25 августа 2020

Пять технологичных решений, которые помогут застройщикам заработать больше

Современные хай-тек-решения способны в корне изменить коммунальное обслуживание жилых комплексов. Умные лифты, парковки, системы отопления и водоснабжения, сбора ТБО — внедрение умных технологий необходимо уже на этапе строительства. Рассказываем, какие насущные проблемы новых жилых комплексов помогут решить инновации и как это реализуется на практике.

В основе большинства решений умного ЖК лежит технология Интернета вещей — IoT. Её внедрение даёт застройщику дополнительное конкурентное преимущество, повышает стоимость и класс жилья при небольших затратах.

Умная парковка

Одна из наиболее острых проблем при возведении жилых комплексов — обустройство парковки. Застройщикам приходится учитывать нужды жильцов, а также арендаторов коммерческих помещений и их клиентов. Приходится продумывать, как разграничить потоки машин, создать удобные парковочные площадки и при этом обеспечить безопасность для автолюбителей и пешеходов. И всё же довольно часто на проездах ЖК появляются пробки, а стоянки бывают забиты автомобилями.

Решением проблемы может стать умный контроль за внутренним трафиком и разграничение доступа для собственников жилья и гостей.

Один из примеров такого подхода — ЖК «АРТ» в Красногорске. Здесь на территории в 3,5 га проживает 12 тысяч человек и паркуется 2,5 тысячи машин. При этом гостевых мест в пределах комплекса — лишь около 30. А кроме того, есть ещё арендаторы и их клиенты, которым тоже нужно где-то ставить свои машины. Для разделения въездов была создана выделенная полоса с системой скоростных шлагбаумов. Через них жители проезжают с помощью специальных карт.

Человек здесь не участвует — контроль въезда/выезда происходит на программном уровне. Умная система по картам пропускает тех, у кого есть доступ, и не позволяет проехать тем, у кого его нет. При необходимости охрана ЖК может поднять нужный шлагбаум удалённо — с помощью дистанционного управления или механически в случае перебоев электроснабжения.

Умные мусорные баки

Переполненные мусорные баки — картина, которую часто можно наблюдать во дворах жилых домов. Несколько тысяч человек способны наполнить контейнеры за считанные часы. Даже если мусоровозы работают без сбоев, поддерживать контейнерные площадки в нормальном виде бывает сложно.

Здесь на помощь обитателям жилых комплексов приходит автоматизация вывоза ТБО — использование баков с датчиками, которые передают информацию о степени наполнения диспетчеру через специальную программу. Тот в свою очередь адаптирует график вывоза мусора под нужды конкретного ЖК.

Такая система сейчас применяется в Железноводске. Умное решение включает в себя два компонента: датчик сбора мусора и программное обеспечение, которое можно поставить на ПК, ноутбук или смартфон. Алгоритм следующий:

  1. На карте диспетчера отображается степень заполненности мусорных баков.
  2. Если установленный уровень превышен, система отправляет уведомление.
  3. На основе данных с баков составляют гибкий график вывоза мусора.
  4. После сбора ТБО программа выводит обновлённый отчёт и сообщает о возможных нештатных ситуациях.

С помощью умного сбора ТБО можно отслеживать и анализировать статистику наполняемости баков, что позволяет планировать графики движения мусоросборщиков на несколько дней и недель вперёд.

Умная котельная

Многоэтажные жилые здания, как правило, подключают к централизованному теплоснабжению. Оно работает по сезонному графику и не может оперативно реагировать на изменения температуры за окном. А износ хотя бы одного узла приводит к остановке всей системы. В качестве альтернативы классической схеме часто выступают автономные котельные на два-три котла. Однако и у такого решения есть ряд недостатков: небольшой срок эксплуатации (около 10 лет) и всё та же работа на полную мощность, даже если зима выдаётся тёплой. А это ненужный расход ресурсов и лишние траты для жильцов дома.

На смену устаревшим системам отопления приходят высокотехнологичные — полностью автоматизированные. Умные котельные самостоятельно регулируют свою мощность в зависимости от внешних температур и контролируются как со стационарных, так и с портативных устройств. Тепловые узлы дублируют друг друга: если один котёл выйдет из строя, остальные распределят нагрузку между собой. Кроме того, через систему дистанционного управления диспетчер всегда сможет узнать о поломке или нарушении работы агрегата и быстро направить ремонтную бригаду.

Умное отопление применяется сейчас в жилых комплексах Екатеринбурга. Здесь в некоторых новостройках установили газовые каскадные котельные. Система отопления включает в себя главный котёл, к которому через Bluetooth подключены ещё десяток небольших водонагревателей. Основной агрегат управляет их работой, контролирует температуру воды в зависимости от погодных условий — при сильных морозах включает всю систему отопления, а при потеплении отключает часть котлов.

Операторы следят за процессом удалённо в режиме реального времени и моментально узнают о нештатных ситуациях с помощью онлайн-уведомлений. В итоге автоматизация котлов и распределение нагрузки обеспечивают солидный срок службы котельной — не менее 25 лет.

Умный лифт

В часы пик жителям многоэтажек иногда приходится подолгу ждать лифта, который без передышки ездит между этажами. Постоянная нагрузка на лифты приводит к солидным расходам за электроэнергию, быстрому износу механических элементов и необходимости частого ремонта.

Однако транспортировка людей в жилом доме тоже может стать высокотехнологичной. Умный лифт «знает», на каких этажах заходит больше всего жильцов и в какое время — к нужному моменту кабина всегда будет находиться в самом востребованном месте. Для такого лифта не нужно машинное помещение — агрегат может работать на аккумуляторах или солнечных батареях, а вся управляющая аппаратура в таком случае компактно располагается в шахте. При этом система постоянно проводит самодиагностику и предупреждает диспетчера о возможных неполадках ещё до их возникновения.

Наглядным примером такого высокотехнологичного решения является лифтовая система нового поколения, которая сейчас применяется в ЖК Санкт-Петербурга и Уфы. Лифтами управляет система оптимизации пассажиропотока CompassPlus.

По сути, это виртуальный консьерж. Жилец дома со своего смартфона видит свободные и загруженные кабины и может вызвать лифт со смартфона, ещё находясь в квартире или на подъезде к дому. При этом умная система анализирует вызовы, распределяет пассажиров на группы и направляет их в кабины, которые едут на один и тот же этаж. Такое решение значительно сокращает время ожидания лифта и количество поездок между этажами. А автоматизированный контроль за системой лифтов позволяет экономить на электроэнергии и ремонте.

Умный ЖК

Применение высокотехнологичных решений возможно не только для отдельных участков инфраструктуры ЖК, но и комплексно. Умная система через облачную платформу способна без участия человека управлять доступом на парковки, системами безопасности, сбором данных со счётчиков, взаимодействием жителей с управляющей компанией (отзывы о работе, заявки, голосование по тем или иным решениям). В 2020 году такое комплексное решение внедряет компания МТС в московском ЖК Balchug Viewpoint.

Теперь жильцам не придётся самостоятельно собирать данные со счётчиков и передавать их поставщикам услуг. Вся информация о потреблении воды, газа и электричества снимается умными приборами учёта и передаётся через специально разработанную сеть интернета вещей NB-IoT сразу в управляющую компанию. Здесь данные анализируются и жильцам выставляются счета. Такое решение в разы сокращает время обработки информации, позволяет избежать типичных ошибок «ручного ввода». Обмен данными между приборами учёта и системой сбора обеспечивает сеть NB-IoT, которую отличает ещё и высокая энергоэффективность.

Умная система также контролирует доступ на парковки, системы видеонаблюдения и видеоаналитики, домофоны в квартирах. Например, жильцу на автомобиле не нужно напрямую взаимодействовать с системой допуска на стоянку. Умные камеры работают по схеме «свой-чужой» с помощью распознавания номеров: если автомобиль находится в базе системы, его пропустят на парковку. При этом автолюбитель с помощью видеонаблюдения сможет увидеть, есть ли на парковке свободное место и подходит ли оно ему в данный момент.

Доступ к системе жильцы получают через многофункциональное приложение. С его помощью можно оплачивать коммунальные счета, заказывать гостевые доступы на территорию ЖК, взаимодействовать с системами «умного дома» в квартире и напрямую связываться с управляющей компанией.

Технологии интернета вещей уже показали эффективность применения в жилищном строительстве. Подобрать решение именно для вашей компании помогут специалисты МТС.

Новое и лучшее