Пять причин, по которым ЖКХ без IoT обречено
По данным аналитической компании GlobalData, к 2023 году объём мирового рынка интернета вещей достигнет $318 млрд, причём 55% придётся на решения в сфере коммунальных услуг и производства. Но уже сегодня эффективную работу ЖКХ сложно представить без экосистемы IoT-устройств, которая, очевидно, будет развиваться и вскоре станет одним из главных маркеров успешности предприятия, работающего в коммунальной сфере.
Потенциал применения IoT в жилищно-коммунальной сфере огромен. Благодаря интернету вещей предприятия ЖКХ работают более эффективно, а потребители получают их услуги бесперебойно и без переплат. При помощи IoT предприятия собирают показания счётчиков воды, газа и электроэнергии, контролируют состояние мусорных контейнеров, оптимизируют работу и маршруты движения коммунальной техники, оценивают состояние инфраструктуры и выполняют множество других задач. Внедрение IoT в жилищно-коммунальную сферу — очевидный вектор для развития отрасли. Продолжая работать «как раньше», «как привычнее», «как выгодно собственнику», коммунальные предприятия осознанно рискуют.
Предприятие ЖКХ несёт убытки, если не оптимизирует потребление ресурсов
В первую очередь речь идёт об электроэнергии, горячей и холодной воде, газе, ГСМ для спецтехники и человеческих ресурсах. Чтобы сэкономить на электроэнергии, достаточно включать осветительные приборы по мере необходимости. Чтобы тратить меньше ГСМ, нужно вывозить мусор по мере заполнения контейнеров. При автоматической подаче показаний с приборов учёта требуется меньше человеческих ресурсов.
В Сеуле (Южная Корея) с населением более 10 млн человек остро стояла «мусорная проблема». Хотя местные коммунальные хозяйства постоянно добавляли новые баки, их всё равно не хватало, а те, которые не вывозили вовремя, издавали неприятный запах и портили городской пейзаж. Ситуацию удалось изменить только с помощью программы Clean City Networks («Чистые городские сети»). Теперь в мегаполисе установлены тысячи IoT-датчиков, которые следят за заполнением контейнеров в режиме реального времени. На основе этой информации городские службы составляют графики вывоза мусора. Благодаря программе CCN на 83% снизились затраты на утилизацию и на 46% выросла доля отходов, которые отправляются на переработку. Дело не только в сортировке мусора, свою роль сыграли устройства автоматического уплотнения в тех баках, которые предназначены для пластиковой тары и бумаги.
Усложняются взаиморасчёты между потребителями, коммунальными предприятиями и поставщиками
Если потребитель не знает, как формируется стоимость конкретной услуги и как можно её оптимизировать, он меньше заинтересован в оплате этой услуги. В свою очередь, предприятия из сферы ЖКХ не имеют чёткого представления о том, сколько ресурсов нужно на самом деле, чтобы обеспечить всем необходимым здания, инфраструктуру и т. д.
Эксперты Американского общества гражданских инженеров подсчитали, что ежедневно 22 млрд литров очищенной воды уходит в стоки
Ликвидация аварий занимает много времени
От момента прорыва трубы до выезда ремонтной бригады на ликвидацию аварии, может уйти пара часов. За это время масштабы происшествия сильно увеличатся, а само ЖКХ и/или конечные потребители понесут материальные убытки. Такого сценария можно избежать, если использовать
В Калининградской области энергокомпания разработала и внедрила систему распределённой автоматизации сетей в столице региона. Когда автоматическое распределительное устройство видит проблемный участок, оно изолирует его до устранения неисправности. Сейчас на выезд аварийной бригады уходит менее 50 минут (раньше — до шести часов), а отключённой при этом будет всего одна подстанция вместо прежних 20–30.
Коммунальные услуги предоставляются неэффективно
Мы с вами часто недовольны качеством уборки придомовой территории (не хватает дворников), частотой вывоза мусора (недостаточно спецтехники и ГСМ), неисправными осветительными приборами (их некому заменить, а работающие используют электроэнергию нерационально). Нередко причина у всего этого одна — неэффективное использование ресурсов, и человеческих в том числе.
В Германии компания ThyssenKrupp совместно с местным сотовым оператором оборудовала
Предприятия ЖКХ не получают обратную связь от потребителей и не адаптируются под их потребности
Коммунальное предприятие часто не оправдывает ожидания потребителей, так как не знает, с какими проблемами они сталкиваются и в каких дополнительных услугах нуждаются. Найти общий язык сторонам помогают цифровые сервисы и связанные с ними интеллектуальные датчики. Они позволяют быстро идентифицировать потребителя и упрощают обмен информацией: передают историю платежей, текущие показания счётчиков и т. п.
Компания Nova Veolia и её дочерняя компания Birdz внедрили интеллектуальные счётчики воды, которые считывают и передают данные в единый центр. Теперь потребители всегда знают, какой объём воды они израсходовали за определённый период, могут прогнозировать потребление и экономить своё время. А соответствующее коммунальное предприятие своевременно узнаёт о протечках (в этом случае объёмы потребления резко растут) и оперативно выявляет факты мошенничества.
Специалисты исследовательской компании MarketsandMarkets уверены, что массовое внедрение