Все, что нужно знать о миграции в облако: пошаговая инструкция и реальные кейсы

23 октября 2019
Все, что нужно знать о миграции в облако: пошаговая инструкция и реальные кейсы

Объём российского рынка публичных облаков увеличился на 31% в прошлом году по данным «ТМТ Консалтинг». Спрос на облака растет, но пока еще не все готовы перейти на облачную модель. Крупный бизнес опасается, что внедрение новых технологий займет много времени и сил, небольшие компании ссылаются на нехватку опыта и ИТ-экспертизы. Часто непонятно, с чего лучше начать и как на практике происходит переход в облако провайдера. Эксперты #CloudМТS рассказали, как подготовиться к миграции в облако и провести ее так, чтобы это не стало новой головной болью для бизнеса.

Сверим понятия: что такое миграция?

Под миграцией будем понимать перенос собственной физической ИТ-инфраструктуры или виртуальной инфраструктуры компании в облако провайдера. В публичное облако с площадки компании переносятся корпоративные данные, ИТ-системы и сервисы, приложения. Как правило, в зоне ответственности компании остается управление системами, установкой и настройкой приложений.

Шаг первый: понять, зачем проводить миграцию

В первую очередь, переход в облака «на руку» крупным компаниям, которым важно быть гибкими и оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения. Как показывает практика, облака минимум на 3–4 месяца ускоряют time-to-market для новых продуктов. Экономия времени происходит за счет упрощения процесса закупок и отсутствия потребности в физической установке и наладке оборудования. Миграция в облако позволяет сфокусироваться на развитии бизнеса, не расходуя дополнительные ресурсы на оборудование и обслуживающих его ИТ-специалистов. Например, лизинговое направление Газпромбанка развивает услуги автолизинга, не имея ни одной серверной, — вся инфраструктура в облаке провайдера, в которое переведены клиентские сервисы, бизнес- и офисные программы филиалов по всей стране.

Большую часть забот о том, как технически реализовать миграцию может взять на себя облачный провайдер. Хотя некоторые задачи CIO все же придется решать самостоятельно. Во-первых, важно определиться с тем, что компания хочет от перехода на облачную модель: увеличить скорость работы корпоративных сервисов, повысить надежность инфраструктуры, обеспечить возможность более гибкого управления ИТ? Нужен ли простой набор виртуальных машин или есть необходимость в дополнительных сервисах? Например, если компания хранит и обрабатывает у себя персональные данные граждан, то провайдер должен располагать инфраструктурой, которая соответствует требованиям закона. До начала миграции не лишним было бы произвести расчеты, подтверждающие целесообразность перехода в облако провайдера. Как правило, выбирая сервисную модель, бизнес ежемесячно экономит порядка 25% на обслуживании ИТ.

Шаг второй: выбрать провайдера

При выборе облака следует оценить возможности разных провайдеров. Крупные российские провайдеры предлагают клиентам как классический IaaS, так и целый комплекс облачных сервисов на его основе. К примеру, это такие сервисы, как антивирус, WAF из облака, защита от DDoS-атак, объектное хранение, почта и диск. Кроме того, всегда нужно обращать внимание на уровень надежности и безопасности дата-центров, где размещается облако провайдера. Как правило, крупные игроки имеют собственные дата-центры, построенные и сертифицированные в соответствии с высокими требованиями глобального стандарта Uptime Institute. Также лучше узнать, является ли дата-центр собственностью компании или он взят в аренду. Обязательно следует обратить внимание на техподдержку. Российским клиентам западных провайдеров часто приходится подолгу ждать ответов на свои вопросы, а сами консультации — только на иностранном языке. Отечественные провайдеры лишены этого недостатка: они специализируются на местном рынке, говорят с клиентами на одном языке и оперативно решают возникающие вопросы. Желательно выбирать такого провайдера, который оказывает услуги ИТ-аутсорсинга в части администрирования инфраструктуры и проектной работы, такой, например, как миграция. У многих провайдеров подобные сервисы называются professional и managed services. Такие компетенции есть у многих, в том числе у #CloudMTS.

Шаг третий: провести аудит систем и определиться со схемой миграции

Перед переходом в облако провайдера обязательно следует провести аудит текущей ИТ-инфраструктуры. Во-первых, необходима инвентаризация существующих ИТ-сервисов и серверов, актуализация списка программного обеспечения и их текущих версий, уровня загруженности ресурсов. На этом этапе уже нужно иметь представление об объемах вычислительных мощностей, которые потребуются в облаке: количестве виртуальных процессоров (vCPU), объеме оперативной памяти (vRAM), а также определиться с необходимой производительностью дисковой системы.

Часто компании в силу разных причин испытывают сложности с самостоятельным проведением аудита. Например, из-за большой загрузки или нехватки экспертизы и знаний. В таком случае аудит можно заказать у самого облачного провайдера.

«Тут мы готовы помочь. Сделать базовый аудит и подготовить рекомендации для благополучной миграции в облако», — говорит Дмитрий Судариков, ведущий архитектор провайдера #CloudMTS. К примеру, для провайдера обычная практика — это организация прямого канала коммуникации клиентов с архитекторами для решения важных вопросов, связанных с инфраструктурой и миграцией.

После аудита нужно определиться со схемой и инструментами миграции, а также подходящим типом облака: публичное, частное или гибридное (к слову, наиболее популярный вариант — гибридное облако, позволяющее оставлять часть данных внутри периметра компании). Есть две схемы миграции — полная и частичная. При полной миграции в облако переносится вся ИТ-инфраструктура компании. Если мигрировать решила крупная компания с большим числом ИТ-систем, то обязательно составляется дорожная карта, которая определяет очередность переноса сервисов. Например, крупная добывающая компания поэтапно мигрировала свои корпоративные системы на площадку провайдера в Новосибирске. За неделю, согласно плану миграции, она перенесла около 10 ТБ данных без остановки бизнес-процессов.

Шаг четвертый: спланировать миграцию

После того, как собрана и обновлена информация по всем ИТ-системам, нужно разработать целевую архитектуру, к которой компания планирует прийти при использовании облака. Также следует спланировать сетевую связанность переносимой инфраструктуры клиента и облака провайдера. На этом этапе следует подумать и о резервном копировании систем. Здесь также могут помочь эксперты провайдера. По словам специалистов, «бэкап как сервис позволяет обеспечить стабильную работу бизнеса и защитить его от потерь данных». Еще один важный момент — проведение тестовой миграции, которая необходима для оценки соответствия потребностям компании выбранных облачных ресурсов и их производительности. Далее можно приступить к настройке VPN-канала между площадкой компании и облаком провайдера. Если потребуется, — то построить каналы. Также предстоит определить требования к времени допустимой остановки сервисов и соотнести их с тем, что предлагает провайдер. Они должны быть минимальны. Один из таких примеров — это миграция больших объемов ресурсов крупного российского ритейлера. У компании стояла задача перенести тестовые среды с собственного оборудования (on-premise) на площадку провайдера в Москве.

«Процесс миграции шел без остановки бизнеса компании. Переключение на площадку провайдера было проведено в период, когда на систему приходилась наименьшая нагрузка. Скорость процесса зависела от пропускной способности канала связи между площадкой клиента и провайдером. В общей сложности ритейлер перенес 24 ТБ данных в наше облако. Это было запланировано и реализовывалось в выходной день. Даунтайм составил не более десяти минут, что абсолютно не повлияло на работу компании», — отмечает Антон Калинкин, руководитель группы professional и managed services провайдера #CloudMTS.

Шаг пятый: правильно провести миграцию

В зависимости от сложности миграции и наличия квалифицированных специалистов внутри компании, нужно решить: проводить переход самостоятельно или с помощью провайдера. Если компания выбрала крупного провайдера, то у него, как правило, есть целая команда высокопрофессиональных архитекторов. Например, объединенная команда архитекторов #CloudMTS и «ИТ-ГРАД» (входит в Группу МТС) предотвратила остановку важнейших ИТ-систем крупнейшего российского поставщика химического сырья — компании «Русхимсеть». Кроме того, в результате миграции инфраструктуры в облако провайдера «ИТ-ГРАД» были расширены возможности дисковой системы, производительность которой выросла в десять раз.

Имея на руках целевую архитектуру систем в облаке, план миграции и резервного копирования, можно приступать непосредственно к миграции. Задача провайдера на этом этапе — подготовить облако: выделить необходимые ресурсы, построить сети, настроить VPN, настроить доступы администраторам клиента. Затем совместно с клиентом проводится ограниченная тестовая миграция, которая позволяет оценить, насколько правильно прошла подготовка. Если тестирование признано успешным, то можно приступать к плановой миграции. В зависимости от сложности переносимых систем и объема данных, процесс миграции может занимать от нескольких минут до месяца. После того, как миграция благополучно проведена, облачная инфраструктура запускается в тестовом режиме и только потом переводится в промышленную эксплуатацию.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.