19 июля 2019

Шесть ключевых проблем на пути реализации идей умного города

Концепция умного города в законченном виде не существует, что не мешает ей быть ориентиром мировой урбанистики. К умному городу относят удобную транспортную логистику, экономное распределение ресурсов, снижение затрат на жилищно-коммунальные услуги, максимальную экологичность, удобство для всех жителей внутри системы… С реализацией, правда, пока не очень, и вот почему.

Причина № 1. Недостаточное финансирование проектов SmartCity

Умный город — это дорого. Сложно назвать точную сумму, но измеряется она десятками миллиардов рублей. Если учесть, что, например, весь годовой бюджет Сочи (в 2019 году) равен всего 10,7 миллиарда рублей, Томска — около 13 миллиардов, Нижневартовска — чуть более 18 миллиардов, тратить на внедрение умных технологий этим населённым пунктам практически нечего. Иначе жизненно важные направления (медицина, образование, социальная сфера) останутся без должного финансирования. Такая же картина наблюдается во всём мире. Денежные средства выделяются, но их объём пока не позволяет говорить о глобальной трансформации современных городов в умные.

Один из возможных способов решения проблемы — реализация механизма государственно-частного партнёрства. Однако далеко не все бизнесмены готовы инвестировать в то, что принесёт дивиденды в далёкой перспективе. SmartCity — это не про сиюминутную сверхприбыль, а, скорее, про стабильный доход благодаря постоянному потоку клиентов.

Причина № 2. У местной власти — другие приоритеты

Администрации любого города мира приходится ежедневно решать множество насущных вопросов, связанных с работой коммунальных сетей, ремонтом дорог, домов, благоустройством и т. д. Сил (и средств — см. выше) на внедрение инноваций банально не остаётся.

Вроде бы предотвращать проблему дешевле, чем решать её, а благодаря, скажем, big data можно предсказывать многие техногенные катастрофы и не тратиться на их ликвидацию. Однако думать и действовать на перспективу, заниматься стратегическим развитием одновременно с решением насущных задач практически зачастую просто невозможно.

Причина № 3. Постоянная угроза безопасности данных

Система умного города подразумевает единый центр управления информацией, которая поступает из разных источников. Конечно, изначально все они защищены от хакерских атак и взломов. Но стопроцентной гарантии от взлома нет. И это является серьёзным препятствием для успешной повсеместной реализации концепции умного города.

Примеров утечек очень много, и они затрагивают довольно крупные компании, которые могут тратить значительные средства на безопасность. Так, хакерским атакам подверглись авиакомпании British Airways и Cathay Pacific. К злоумышленникам попала информация о миллионах пассажиров, личные и финансовые данные. Большие компании несмотря на возможности в зоне риска, так как атакующим мелкие базы данных гораздо менее интересны.

Причина № 4. Языковой барьер и отсутствие кастомизации

В сфере технологичных решений для объектов SmartCity препятствием является пресловутый языковой барьер. Создаваемые в другой стране инновации сложно адаптировать под местные реалии.

Кроме того, подход к созданию таких решений чаще всего общий. Особенности территории, природные условия, менталитет населения и другие моменты в расчёт не берутся. Потому на бумаге всё выглядит хорошо, а на деле оказывается нежизнеспособным.

Причина № 5. Кадровый голод в сфере внедрения концепции умного города

Проблема курицы и яйца: нет проектов, нет специалистов с опытом, некому учить и нет приоритетов в подготовке нужных кадров. Возможный вариант решения проблемы — целенаправленное взращивание квалифицированных работников для успешного взаимодействия с умными устройствами и внедрения новых технологических решений, если не со школьной скамьи, то в университетах и других вузах.

Причина № 6. Законы

Инертность правовой сферы — многовековая константа. Законы не успевают за всем новым, и вместо внедрения передовых технологий первопроходцам приходится утрясать множество бумажных вопросов.

Очевидно, что SmartCity — задача глобальная, и подходить к её осуществлению необходимо комплексно. Пока этот поезд только-только встаёт на рельсы. Но ведь и с самими поездами когда-то было то же самое.

Новое и лучшее