Как умнеет российский ретейл: три тренда в розничной торговле
По данным Grand View Research, через пять лет мировой рынок
Тренд № 1. Умные полки и ценники
Новые технологии забрались на полки для товаров — оснащённые системой сенсоров и оптическими датчиками, они теперь позволяют оптимизировать работу сотрудников магазина. Так, техника контролирует количество товара на полке и правильность его расположения. Программа анализирует информацию датчиков и предупреждает персонал о тех точках, где необходимо навести порядок. Кроме того, благодаря правильной и своевременной выкладке клиенты быстрее находят необходимый товар. Это повышает лояльность покупателей и в итоге приводит к увеличению товарооборота. По словам представителей одной из крупнейших российских продуктовых розничных компаний, повышение доступности товара на полке на
Ценники, которые не нужно менять, долго были мечтой товароведов. Обновление новых электронных происходит в онлайн-режиме, снижая временные затраты персонала до 10 %. Кроме того, более динамичное ценообразование даёт возможность магазину оперативно регулировать стоимость товаров, для того чтобы повышать объём продаж или снижать потери. Как отмечают специалисты одной из сетей магазинов электроники, это особенно актуально в условиях волатильности и колебаний валютного курса.
Примером «умной» организации торгового зала может служить и внедрение интеллектуального управления освещением. Его задача — максимально сократить расходы на электроэнергию, но при этом обеспечить комфортные условия для покупателей. Во время наибольшего наплыва посетителей система повышает яркость освещённости стеллажей на 25 %. Во время низкой покупательской активности включается режим «Отслеживание» — датчики присутствия плавно повышают освещённость той зоны, куда направляется покупатель. Умное освещение, установленное в одном из круглосуточных магазинов Москвы, позволило за год сократить расходы на освещение почти на 38 %.
Тренд № 2. Система контроля за персоналом
Сколько обходов сделал охранник и как сотрудники магазина работают в торговом зале — этими вопросами в той или иной мере задаются все работодатели. Для поиска ответов начинают использовать автоматические системы контроля. Так, за передвижениями водителей следят
Ещё одна тенденция — применение мобильных систем планирования и учёта рабочего времени — Mobile Workforce Management (MWM). Система управления персоналом с помощью датчиков и сенсоров учитывает, а затем анализирует параметры каждого сотрудника и особенности работы торговой точки. В том числе она позволяет прогнозировать потоки покупателей и рассчитывать, какое количество персонала должно находиться в зале, планировать графики работы сотрудников и анализировать производительность их труда. Кроме того, администратор может в режиме онлайн раздать задания работникам. Как отмечают представители сети магазинов бытовой техники, использующих системы MWM с 2014 года, учитывая, что штат сети превышает 18 тысяч человек, для них была очень важна автоматизация управления трудовыми ресурсами. В итоге реализация проекта позволила повысить эффективность работы продавцов и уменьшить риски потерь рабочего времени. Благодаря оптимальной загрузке персонала расходы компании на фонд оплаты труда сократились на 10 %.
По оценке российского производителя программного обеспечения SearchInform, за месяц предприниматели в России тратят на покупку систем контроля персонала около 10 миллионов рублей. По сравнению с западными странами это немного, но по мнению специалистов, инвестиции в этой сфере будут только расти.
Тренд № 3. Персонализированный маркетинг
Розничный бизнес давно стремится к тому, чтобы знать о своих клиентах не всё, но многое, предугадывать их поведение и предлагать персональные акции или скидки. Систему предикативной или предсказательной аналитики начали осваивать и в России. Современную технологию в последние
В качестве пилотного проекта в магазине начали использовать технологии распознавания лиц: на входе, в кассовой зоне, напротив полок. Умная камера определяет, к какой категории относится покупатель по полу, возрасту, и выводит на монитор рекламу, которая может быть ему интересна и полезна. Кроме того, система хранит данные обо всех покупках клиента и, анализируя покупательский интерес, формирует для него индивидуальные скидочные предложения, которые рассылает через приложения для смартфона, по электронной почте и СМС.