12 марта 2019

Йод или IoT: как интернет вещей помогает медикам

Три мировых примера

По исследованиям Hewlett Packard Enterprise, около 60% медицинских организаций в мире уже применяют технологии интернета вещей, к 2021 году этот рынок достигнет объёма в 136,8 млрд долларов. Интерес к медицинскому IoT объясняется тем, что его использование не только положительно сказывается на состоянии пациентов, но и ведёт к немалым выгодам для самих медучреждений. Рассказываем на примерах из разных стран, как новые технологии помогают докторам.

Семеро по койкам

Один из крупнейших медцентров США — «Синай», расположенный в Нью-Йорке, — некоторое время назад столкнулся с проблемой простоя своих коек, который влетал им в копеечку. Дело в том, что это медучреждение ежегодно обслуживает более 59 тысяч пациентов. Из-за такого потока персонал просто не успевал отслеживать и вручную обрабатывать данные по состоянию 1,1 тысячи мест для больных, оборудованных в центре. В результате примерно 10% из них всё время пустовали, а значит, не приносили прибыли. Да и пациентам приходилось весьма долго ждать, пока им подберут палату.

Решением для «Синая» стала специально разработанная система мониторинга кроватного фонда AutoBed. Программа одномоментно обрабатывает до 80 заявок на госпитализацию, сопоставляя их с информацией о свободных местах. Первым и самым очевидным эффектом стало сокращение времени ожидания помещения в стационар пациентов отделения «скорой помощи» — примерно для 50% из них оно сократилось на час. Вторым результатом стало уменьшение количества пустующих коек, а значит, и увеличение оборотов медцентра. Размер этого увеличения (как и основные финансовые показатели) в «Синае» не раскрывают, но логично предположить, что дополнительные 110 коек (которые до этого простаивали), каждая из которых в среднем обслуживает 53 пациента в год, дали весьма неплохую прибавку к доходам центра.

Дышите в смартфон

Хронические заболевания лёгких в современном мире становятся всё более распространёнными. К примеру, одной только астмой сейчас болеет около 300 млн человек по всему миру, а уже через пять лет, по данным учёных из GINA (Global Initiative for Asthma — международная программа лечения и профилактики бронхиальной астмы), эта цифра может перевалить за 400 млн. Причин тому масса — в частности, плохая экология. Усугубляется ситуация и тем, что профессиональное оборудование для диагностики таких заболеваний стоит крайне дорого и позволить его себе в необходимом объёме может не каждая клиника.

В одной из крупнейших детских больниц США — Бостонской (Boston Children’s Hospital) — проблему начали решать при помощи новых технологий. По заказу медучреждения было разработано специальное программное обеспечение, которое умеет анализировать дыхание человека во время разговора по мобильному телефону. Приложение собирает информацию о хрипах, присвистах, голосовых особенностях и выдаёт врачу заключение в виде голосового и текстового сообщения. Действуя в плотном сотрудничестве с врачами, разработчикам удалось добиться 95-процентной точности системных выводов. А это позволяет Бостонской больнице существенно экономить время своих докторов и собственные издержки на оплату проводимого ими приёма.

Сердечный мониторинг

Восстановление после перенесённого инфаркта — дело небыстрое и требующее внимательного отношения. Особенно в первые дни после него. А для этого за больным нужно постоянно наблюдать. Однако это не всегда удаётся. Так, по данным Американской кардиологической ассоциации, только один из четырёх пациентов выживает после остановки сердца в условиях стационара. Причина столь плачевной статистики — несвоевременность оказания необходимой помощи.

Кардиологи из Кливлендской клиники (США) заметили, что стандартные кардиомониторы, устанавливаемые для слежения за состоянием больных, издают очень много шума (в том числе и в виде ложных срабатываний), который быстро утомляет дежурный медперсонал, и тот частенько пропускает действительно важные сигналы. Тогда они предложили заменить действующие мониторы на дистанционные и объединить всё в централизованную систему, которая не только собирает информацию о состоянии всех пациентов, но и «вычищает» ложные срабатывания, а при необходимости дополнительно акцентирует внимание дежурного специалиста на проблеме.

Эта система, получившая название «Небесный глаз», начала работать в Кливлендской клинике в 2015 году. И в первые же 13 месяцев показала прекрасные результаты: выживаемость при остановке сердца в условиях стационара возросла до 93%, существенно сократилось количество ложных тревог, снизилась нагрузка на медицинский персонал.

О финансовой выгоде новшества врачи традиционно не говорят, но по оценкам экспертов, она может складываться из сокращения числа судебных исков к клинике (выплат по ним и судебных издержек), а также снижения затрат на лечение (проще и дешевле купировать приступ, чем реанимировать пациента).

А как у нас?

«Мы рассчитываем, что рынок интернета вещей в России в 2019–2022 гг. будет расти в среднем на 18–25%. Таких же темпов можно ожидать и в отрасли IoT-решений для медицины. Мировая практика внедрения технологий интернета вещей в здравоохранении доказывает, насколько перспективным может быть это направление: IoT позволяет повышать качество медицинского обслуживания и доходность соответствующего бизнеса за счёт сокращения издержек и увеличения оборота», — комментирует директор департамента М2М/IoT МТС Сергей Иревли. Мощный толчок развитию IoT в медицине, по прогнозу Сергея Иревли, даст развитие новейших IoT-платформ, которые позволяют одновременно считывать данные с миллионов устройств и объединять в одну систему оборудование, работающие на базе разных протоколов.

Новое и лучшее