08 февраля 2019

Логистика будущего: пять примеров цифровых решений на транспорте

В мире привыкли, в России готовятся удивлять

В XXI веке транспортная отрасль по всему миру переживает новый виток развития: прогресс позволяет применить технологии там, где раньше только подсчитывали километры, килограммы и литры впустую сожжённого топлива. Решения, связанные с интернетом вещей и анализом данных, позволяют экономить миллионы, заботиться об экологии и бережнее относиться к такому важному ресурсу, как время. Рассказываем на примерах о том, как компании по всему миру заставляют транспорт умнеть при помощи IoT-технологий.

Amazon: восстание машин

Amazon — самая масштабная площадка для онлайн-торговли, обеспечивает заработком больше 270 тысяч людей. Ритейлер инвестирует в автоматизацию процессов: уже сейчас на его складах функционируют умные системы, которые подвергают анализу данные о каждом заказе, разрабатывая оптимальный маршрут и способ доставки. Огромные помещения оснащены системами управления складом (Warehouse management systems), которые получают данные от баркодов и RFID-меток, размещённых на упаковке товаров. В некоторых случаях сенсоры установлены и на оборудовании, благодаря чему система «видит» полную картину. Семи-, а то и восьмизначные суммы получается сэкономить на одном лишь топливе, покупатели тоже довольны. В Amazon утверждают, что внедрение технологий позволяет им доставлять в срок 99,9% заказов даже в самые загруженные дни.

Компания считает затраты на подобные технологии оправданными — и инвестирует не только в собственный парк «Боингов», но и во флотилию дронов. Предполагается, что в перспективе они должны полностью вытеснить из штатного расписания ритейлера водителей, которые так и норовят свернуть не туда или остановиться, чтобы перекусить. Города США охватит сеть заправочных станций для беспилотных летательных аппаратов — они разместятся на фонарных столбах, крышах высоток и даже на шпилях церквей. Эти точки можно будет использовать и как пункты передачи заказа. Пока, правда, Amazon пытается преодолеть трудности с получением лицензий — но в прошлом году компания реализовала с десяток экспериментальных программ и продолжает двигаться к цели.

РЖД: в ногу со временем

Может, Россия и отстаёт от передовых стран по уровню цифровизации транспортной отрасли, но зато показывает очень неплохую скорость в смене подхода. В частности, уходят в прошлое железные дороги — в том виде, к которому привыкли пассажиры. В компании «РЖД», например, намерены последовательно внедрять программу с говорящим названием «Цифровая железная дорога». Она включает в себя использование технологий промышленного интернета вещей, Big Data и многое другое.

В компании уверены, что использование IoT при перевозке грузов поможет сделать рывок в технологическом развитии страны. Товарные составы будут пломбировать, устанавливая на контейнеры специальные датчики. Они смогут передавать информацию о грузах в налоговую и таможенную службы. Это позволит вести мониторинг движения грузов по всему пути следования поезда и перейти на электронный документооборот.

Интернет вещей и Big Data используются в железнодорожной отрасли по всему миру. Итальянская компания Trenitalia экономит 100 миллионов евро в год, используя предиктивную аналитику и IoT для управления ремонтными работами. Россия планирует последовательно перенимать подобные практики.

Lear: диалог между автомобилями

В США рассчитывают в ближайшие годы снабдить специальными датчиками сотни миллионов автомобилей, превратив их из обычных машин в смарт-кары. Занимается этим в том числе компания Lear — для этого она уже купила собственного разработчика программного обеспечения Arada Systems. Специалисты разрабатывают решения V2V (vehicle-to-vehicle; автомобиль — автомобиль) и технологии V2I (vehicle-to-infrastructure, автомобиль — инфраструктура). Созданные в тандеме компоненты для машин полностью изменят их взаимодействие с городом. А ещё — друг с другом.

Автомобили будут оперативно получать информацию об окружающей обстановке от городских объектов, подключённых к общей системе, обмениваться данными с облачными сервисами, а благодаря этому — правильно выбирать скорость движения и выстраивать оптимальные маршруты. Снизится вред окружающей среде — по данным Евразийской экономической комиссии, не менее чем на 20%. В этом же прогнозе говорится, что к 2021 году количество транспортных средств, подключённых к системе, превысит 380 миллионов. Их водителям будет легче найти места для парковки или не стать помехой для спасательных служб. В Lear уверены, что в дальнейшем с городских улиц вообще исчезнут светофоры и сложные развязки.

«Использование разных сенсоров и датчиков, отслеживающих состояние транспортного средства, — уже реальность. Данные технологии будут только развиваться, в конечном счёте, предоставляя полную информацию о рисках и угрозах перевозок, что в свою очередь даст возможность планировать перевозки более разумно. Умные контейнеры, аддитивные технологии, интернет вещей продолжат оказывать влияние на логистику. В результате услуги перевозчиков будут использоваться в основном не для доставки готовой продукции, а для перевозки сырья. В будущем ожидается, что технологии дополненной реальности позволят с применением портативных устройств получать всю информацию о грузе: вес, происхождение и направление поставки за считанные секунды».

Из доклада Cerasis — одной из крупнейших на североамериканском континенте грузовых логистических компаний.

Париж: со всеми удобствами

Использование цифровых решений позволило столице Франции возглавить рейтинг мегаполисов с самым безопасным транспортом. За последние восемь лет количество дорожно-транспортных происшествий с погибшими в Париже сократилось на 40%. Во многом это заслуга государственного перевозчика RATP. Одних только видеокамер на станциях города установили более 40 тысяч, ими же оснащены поезда (снаружи и внутри), а данные по интернету оперативно поступают в центр управления. Это избавляет компанию от многих недоразумений и прибавляет уверенности пассажирам. Технологии оставляют меньше шансов «зайцам», которых не останавливают даже штрафы за безбилетный проезд в городском транспорте, достигающие в Париже 45 евро.

Но к тем, кто не собирается обманывать RATP, здесь относятся более чем радушно. Общественный транспорт Парижа ориентируется на удобство услуг для обеих сторон. Несколько тысяч мультимедийных экранов, например, позволяют парижанам и гостям французской столицы ориентироваться в мультимодальной сети общественного транспорта и не доставать незнакомых прохожих расспросами. Тактильный интерфейс Zenway не просто умеет говорить на разных языках и помогает пользователю выстраивать маршрут: у него есть постоянный доступ к актуальным данным о перемещении единиц транспорта, оборудованных специальными датчиками. То есть благодаря интернету вещей парижане могут следить за своим автобусом в режиме реального времени.

TraPac: порты без людей

Грузовые терминалы TraPac, появившиеся в некоторых американских портах, называют символом очередной промышленной революции. Там автоматизировано всё, что только можно. Современные механические грузчики не нуждаются в перерыве на обед и не «забивают козла», зато способны поднимать грузы весом в 4-5 тонн. Рядом трудятся умные краны, которым тоже не нужно участие человека в рабочем процессе: контейнеры ставят в штабеля и грузят на беспилотные тягачи.

Разработчики современного оборудования не ограничились исключительно заменой людей на гораздо более выносливые механизмы. Терминалы TraPac оснащены искусственным интеллектом, а платформа Port Information Portal собирает и анализирует данные по всей цепочке поставок грузов. Согласно подсчётам руководства порта, время простоя кораблей в автоматизированной гавани снизилось на 30%. Соответственно, повышается и уровень производительности.

Новое и лучшее