31 января 2019

Как крупнейшие ритейлеры мира используют интернет вещей: четыре примера

Розничная торговля уже немыслима без интернета вещей: POS-терминалы, кассы самообслуживания, датчики движения и интерактивные экраны широко применяются в магазинах по всему миру. Ритейлеры готовы и дальше осваивать технологии, вплоть до самых фантастических, если они позволят улучшить обслуживание клиентов и оптимизировать расходы. По оценке аналитиков платформы MarketsandMarkets, рынок интернета вещей в розничной торговле ежегодно увеличивается на 20% и к 2025 году вырастет до 35,6 миллиарда долларов США. Разбираемся, чем удивляют покупателей современные умные магазины.

Производитель пива AB InBev: установил умные экраны для персональных скидок

Международная компания Anheuser-Busch InBev (AB InBev) — крупнейший производитель пива. На её долю приходится почти 30% мирового рынка. Компания владеет международными брендами Budweiser, Stella Artois, Corona и Hoegaarden, а также является производителем ряда национальных марок, например, в России — это «Клинское», «Сибирская корона» и «Толстяк». Кроме того, пивоваренная корпорация — постоянный спонсор чемпионатов FIFA.

В 2014 году к чемпионату мира по футболу AB InBev запустила маркетинговую акцию для болельщиков в Аргентине. Реализацией проекта занималась аргентинская компания по разработке программного обеспечения Kimetric. Главная задача, которую ставили перед собой производители, — поощрить болельщиков, которые приходили в магазины в форме сборной.

Рядом с пивными полками в супермаркетах установили жидкокристаллические экраны и бесконтактные сенсорные контроллеры Kinect. Как только в зоне работы системы оказывался человек в бело-голубой полосатой футболке, на экране появлялся один из известных футболистов. Звезда приветствовала болельщика и дарила ему персональную скидку на пиво. При этом система чётко распознавала футболки сборной Аргентины и игнорировала другие. По информации Kimetric, для машинного обучения было использовано более 50 тысяч различных футболок, благодаря этому точность распознавания составила 99%. Во время акции система отследила более 500 тысяч человек, выдав тысячи скидок болельщикам. Кроме того, необычная акция привлекла внимание СМИ.

Sainsbury’s: создала приложение, которое избавляет от очередей в кассу

Вторая по величине в Великобритании сеть супермаркетов Sainsbury’s, по данным на май 2018 года, владеет 1423 торговыми точками. На долю компании со 150-летней историей приходится почти 17% всех магазинов самообслуживания в стране. До 1995 года Sainsbury’s занимала первое место в Великобритании, но в последние десятилетия уступает транснациональному гиганту Tesco. Желание вернуть первенство на рынке заставило компанию осваивать умные технологии.

В 2018 году Sainsbury’s заявила, что приступила к тестированию новой технологии оплаты товаров, благодаря которой у покупателей отпала необходимость стоять в очереди в кассу. Приложение SmartShop для мобильного телефона, разработанное компанией, позволяет сканировать штрихкоды товаров и сразу убирать их в сумку. Все покупки отражаются в электронной корзине. На выходе без очереди покупатель сканирует QR-код на специальной кассе SmartShop, чтобы подтвердить и оплатить покупки. И покидает магазин без задержки. При этом приложение также помогает покупателям контролировать бюджет, показывая промежуточную сумму чека.

SmartShop можно загрузить на телефоны, работающие на базе iOS и Android. По последним данным, услуга внедрена в 68 магазинах Sainsbury’s в Великобритании. Постепенно сеть будет расширяться.

Один из минусов новой технологии, на который указывают специалисты, — у покупателей велик соблазн положить в сумку неотсканированный товар. Но за честностью покупателей в магазине следят как охранники, так и камеры. Кроме того, по расчетам Sainsbury’s, SmartShop позволит увеличить лояльность клиентов, снизит затраты магазина, и это окупит возможные потери. Сервис активно начали внедрять летом 2018 года, и уже в первые месяцы компания сообщила, что через приложение проходит более 100 тысяч транзакций в неделю, что говорит об интересе клиентов. Впрочем, Sainsbury’s отмечает, что продолжает совершенствовать свое приложение на основании замечаний покупателей.

Mango: устанавливает умные примерочные

Основанная в Испании в 1984 году компания по дизайну и производству одежды Mango сейчас имеет сотни магазинов по всему миру. Только в России, по данным на июль 2018 года, работают 126 точек. При этом в Mango отмечают стабильный рост онлайн-продаж. Год назад компания решила объединить преимущества виртуального и реального магазинов. В начале 2018-го вместе с крупнейшей телекоммуникационной корпорацией Vodafone Mango начала устанавливать цифровые примерочные в своих лучших магазинах по всему миру.

Основа нововведения — умное зеркало, созданное в сотрудничестве с испанской компанией по разработке программного обеспечения Jogotech. Обычное с виду зеркало переключается в режим экрана. При этом покупатель может с его помощью отсканировать бирку товара, чтобы посмотреть на панели все имеющиеся варианты товара, а затем связаться с персоналом для того, чтобы попросить другой размер или цвет. Кроме того, умная примерочная дополнительно предложит одежду, обувь и аксессуары, подходящие к выбранному товару. Посетитель может сразу добавить их в свою виртуальную корзину.

Как отмечают в компании, современная примерочная — это первый этап проекта цифровой трансформации Mango, которая обновит взаимодействие клиента с брендом. Онлайн-технологии призваны мотивировать клиентов приходить в офлайн-магазины на фоне ухода в онлайн и повысить вероятность покупки за счёт советов виртуального стилиста.

А как у нас?

Комплексные решения на базе интернета вещей становятся явным конкурентным преимуществом для ритейла в России. Развитие этих технологий особенно актуально в условиях роста конкуренции и глобальных перемен на рынке, связанных, в частности, с уходом клиентов в онлайн, комментирует директор департамента М2М/IoT МТС Сергей Иревли.

«При этом IoT-решения уже доступны не только для крупных игроков, но и для малого бизнеса, — и уже доказали свою эффективность. Одно из самых популярных решений на базе интернета вещей в России — «Телеучёт данных». Оно позволяет среднеформатному магазину оптимизировать расходы на электроэнергию и другие ресурсы в среднем на 10-15%, — приводит пример Сергей Иревли. — Решение включает доступ к инновационной IoT-платформе с открытым API, позволяющей сводить воедино новейшие датчики, камеры и роботов. Показания передаются в хаб, он отправляет их в безопасное облако, и затем анализ данных осуществляется через удобный web-интерфейс. В случае нештатных ситуаций система отправляет уведомления через SMS или e-mail».

Новое и лучшее